художник Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович [1818—1903]
Год создания 1884
Материал Холст, масло
Размер 43,5 х 61
Сын богатого иностранца из Баварии, Готфрид Виллевальде родился в Павловске в 1818 году.
В 1838—1842 годах учился в Петербургской Академии художеств у Карла Брюллова, а затем у А. И. Зауервейда. Получив в 1842 году большую золотую медаль и звание художника за картину «Сражение при Фершампенуазе» (Эрмитаж), Виллевальде был командирован для продолжения обучения в Дрездене, где работал над сюжетами войны 1813 г.; в 1848 году получил звание профессора 2-й степени по батальной живописи и до 1894 года преподавал в Академии художеств. В 1859 году был удостоен звания профессора 1-й степени, а в 1888 году — заслуженного профессора. Среди его учеников были: П. Н. Грузинский, Н. А. Зауервейд, П. О. Ковалевский, А. И. Шарлемань, К. Н. Филиппов, Н. Г. Шильдер, В. И. Штернберг, А. Н. Попов, Н. С. Самокиш, В. В. Мазуровский, Ю. Бродовский и другие. Виллевальде руководил батальным классом академии художеств вплоть до реформы её в 1890-х годах.
Действительный статский советник с 17 апреля 1870 года. Был награждён орденами Св. Анны 1-й степени (1879), Св. Станислава 1-й степени (1876), Св. Владимира 3-й степени (1873).
Картины Виллевальде экспонировались на Всемирных выставках в Париже (1867), в Вене (1873), в Антверпене (1885), в Берлине (1886).
Первоначально Виллевальде находился под влиянием мюнхенского художника Петера Гесса (в его духе написана большая картина «Битва при Гиссгюбеле»), потом образцом ему служил «король баталистов» Орас Верне, но образцом недосягаемым в легкости кисти и французском изяществе.
Капитальными трудами Виллевальде в первый период являются четыре громадных полотна из истории 1813—14 годов, висящих в Александровском зале Зимнего дворца: «Кульм», «Лейпциг», «Фершампенуаз» и «Перед Парижем».
Войны 1870-х годов также нашли отражение в живописи Виллевальде («Гравелот», «На Дунае в 1877 году», «Разъезд улан в Болгарии»).
В последний период своей деятельности Виллевальде обратился вновь к любимой и хорошо им изученной эпохе Наполеона и, отдаваясь преимущественно изображениям военно-бытового характера, проявил новую симпатичную черту своего таланта — мягкий юмор в изображении таких живых военно-идиллических сцен, как «Лейб-гусар и савояр», «Казаки на Рейне», «Казаки везле дома», «Не бойтесь, мы — казаки», «Они попали в плен» и так далее.