Питер II Брейгель (Младший).
Дерево, масло (1620-е годы).
Демократические и национальные черты нидерландского искусства середины XVI в. ярче всего раскрылись в творчестве Питера Брейгеля Старшего (ок.1525–1569). Он был учеником Кука ван Алста, побывал в Италии, но пошел по пути, отличному от его учителя. Брейгель утверждал искусство, уходящее корнями к народным понятиям и представлениям. Он был зачинателем крестьянского жанра в нидерландском искусстве (за что получил позднее прозвище Мужицкий) и вписал новую страницу в развитие нидерландского пейзажа. Произведений этого художника нет в российских собраниях. Представление о творчестве великого мастера могут дать работы его старшего сына Питера Брейгеля младшего, который часто копировал произведения своего отца.
Необычайной популярностью пользовалась картина Питера Брейгеля Старшего «Зимний пейзаж с птичьей западней» (оригинал хранится в Брюсселе); известно более сотни ее воспроизведений XVI века и более позднего времени. В основе изображения лежит вид реальной местности, — как предполагают, брабантской деревни Сент-Пед-Анн близ Дибена. Жители заснеженного селения — реальные обитатели обжитого уголка. Вместе с тем пейзаж Брейгеля еще стремится говорить о мироздании в целом. Волей художника деревня на берегу реки включена в панорамный вид с широкими далями и видом города у горизонта. Изображение сохранило и назидательный подтекст: силки готовы поймать зазевавшихся птиц, а беспечные люди на льду, ходить по которому опасно, могут свалиться в прорубь, на которую никто из них не обращает внимания.