Скульптура «Лаокоон» — мраморная скульптура, копия знаменитой скульптуры «Лаокоон и его сыновья», установленная в Одессе перед зданием Одесского археологического музея.
Скульптура была изготовлена по заказу крупного одесского предпринимателя (впоследствии — городского головы Одессы) Г. Г. Маразли для украшения его дачи, которая располагалась в окончании Французского бульвара, на территориях Одесского ботанического сада и санатория имени Чкалова. Путешествуя по Европе, Г. Г. Маразли увидел картину Эль Греко «Лаокоон» (ныне находится в Вашингтонском музее) и даже желал приобрести её, но, посетив Ватикан, был впечатлён древнегреческой скульптурой «Лаокоон», копию которой и заказал себе.
В основу скульптурной композиции положен миф о Лаокооне из древнегреческой мифологии и сказаний о Троянской войне, ярко изложенных в поэме «Энеида» Вергилия. Лаокоон был главным жрецом (провидцем) в Трое. Когда троянцы увидели под своей крепостью оставленного греками деревянного коня в качестве «подношения для Афины», то долго рассматривали его, раздумывая, что с ним делать. Некоторые советовали ввести его в город, чему активно препятствовал Лаокоон, предвидя коварство греков и усмотревший в таком «сюрпризе» затаенную опасность. Он бросил в коня свое копье со словами: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!», что и разгневало богиню Афину.
Когда Лаокоон с сыновьями был у алтаря, на них напали две приплывшие морские змеи, посланные в наказание Афиной - покровительницей греков в их войне с троянцами. После долгой борьбы змеи растерзали жреца и его детей и спрятались в храме Афины. Троянцы, неверно растолковав предзнаменование, восприняли его как месть богини Лаокоону за непочтение к ней и нежелание принять подношение. В итоге было решено ввести Троянского коня в город, вместе с которым пришла и погибель, ведь, как известно, внутри коня находились ахейские воины, положившие конец долгой и безуспешной до тех пор осады Трои.