Музей "Стояние на Угре"и диорама Павла Рыженко находятся во Владимирском ските монастыря Калужской Свято-Тихоновой пустыни.
Историческая диорама погружает нас в событие 1480 года, с которого началось новое русское государство, независящее от Большой Орды. Диорама физически точная – она находится на месте, где происходили военные действия: если бы вокруг музея не было домов, строений, то зрителю открывался бы точно такой, как на картине, рельеф местности и перспектива.
Стояние на Угре — событие несколько недооцененное и в представлении обычных людей, и в отечественной историографии. Хотя, присмотревшись повнимательнее, оказывается, что стояние на Угре — событие гораздо более важное и политически интересное. Татары уже не в чистом поле встретились с войском ополченцев, а столкнулись с работающей пограничной службой и систематически охраняемыми границами государства.
Как и все работы Рыженко, диорама «Стояние на Угре» символична. И, пожалуй, символы, которые заложил в ней художник, сильнее исторического содержания. В масштабной картине представлены три основы, проходящие лейтмотивом через всё творчество Павла Рыженко: государственность (сильная власть), народность (готовность встать за общую идею) и духовность (сила единого духа и моральное превосходство). А условные первый и второй ярус диорамы разделяет на горизонте Угра, «Пояс Богородицы», который есть не только в истории, но и в душе каждого из нас: он отделяет добро и зло, свет и тьму – и диорама априори помещает зрителя на сторону добра. Это только часть символики диорамы.
Яркое восприятие диорамы и погружение в нее обеспечивает техническое исполнение. Использовано множество эффектов: свечение на холсте, внезапный дым костра от попавшей воды, объемные звуки и даже запах осени, сухих листьев и пожарища.
Одним из главных культурных событий Калужской области в 2015 году станет 535-летие Стояния на реке Угре