РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОЛЯДОВАНИЯ И ВЕРТЕП.
Рождественские колядования - это сугубо украинский обычай, когда молодежь славит песнями хозяев, желает им благополучия и крепкого здоровья. За это колядующие получают продукты, конфеты или деньги.
Традиционно в песнях-колядках воспеваются труд человека, добро, мир и справедливость. Тематика колядок чрезвычайно широка: здесь и рассказы из жизни охотников и семейные отношения, и картины казачьих военных походов, и воспроизведение сцен труда крестьян. Группы колядников формировались по территориальному признаку, на отдельных улицах села.
Лучший знаток и исполнитель колядок становился атаманом ( «березой»), а «михоноша» носил в большом мешке подаренные хозяевами продукты. Также в состав группы часто входили танцоры и музыки, иногда колядки выполнялись под аккомпанемент флейты, бубны, скрипки или баяна. Но чаще музыкальное сопровождение отсутствовало.
XVII в. как реквизит колядники начали использовать звезду, ставшую символом оповещения о рождении Христа. По составу группы колядников в различных регионах различали детскую коляду (колядовали чаще мальчики, поскольку появление в доме на Рождество представителя мужского пола считалась хорошим знаком) холостяцкую (пять человек ходят со звездой и звонком, желая согласия и мира хозяевам каждого дома), девичью (девушки в дом не заходили, колядуя за порогом), церковную (на Западной Украине колядовали также представители церковного братства), лагерську коляду (20 парней сначала обходили вокруг церкви, затем шли с колядой к отцу, а дальше - по домам односельчан с хороводами, танцами и пением).
Вероятно, традицию переодеваться цыганами, чертом, журавлем, козой и медведем колядницкие ватаги позаимствовали у древних скоморохов, которые, как известно, «дом увеселяли» танцами и песнями. Кстати, не во всех местностях Украины начинают колядовать одновременно. На Покутти (восточная часть Ивано-Франковской области), например, дети колядуют уже в Сочельник, на Гетманщине (Киевская, Черкасская, Сумская области), Слобожанщине (Харьковская, Донецкая и Луганская области) и Гуцульщине (Закарпатская область) идут колядовать после богослужения, на само Рождество. А вот на Западном Подолье (Хмельницкая и Тернопольская области) колядуют на второй день после праздника.
На Западной Украине, кроме колядования, распространенным обрядом стал вертеп - действо, показывающее рождения Христа. Идея вертепа тесно связана с обычаем установки в церквях на Рождество бутафорских яслей. Позже, после запрета церковной властью использования театра марионеток в храмах, вертеп стал важным атрибутом во время колядования в селах и городах Волыни, Галичины и Закарпатья. Вертеп изготавливали в виде церкви или простого дома. Внутри размещали деревянные куклы, зажигали свечи, изображая таким образом сцены рождения Христа и другие евангельские события. В то время как в Западной Европе вертеп имел сугубо религиозную функцию, в Украине он с самого начала был частью театральной культуры простого народа.
По материалам сайтов «Украинские традиции» и «Этнография».