Прощальные стихи...
На веере хотел я написать,-...
В руке сломался он.../М.Басе/
Икэ Гёкуран (1727-1784), также известная как Токуяма Гёкуран - японская художница, каллиграф и поэтесса. Она стала знаменитой художницей в Киото при жизни и по сей день остаётся одной из первых выдающихся живописцев-женщин Японии.
Гёкуран вышла замуж за художника Икэ но Тайгу, а до брака подписывала работы под своей фамилией Токуяма Гёкуран.
Гёкуран начала обучение живописи у Янагисы Киэна. Скорее всего, именно он представил её Икэ но Тайге, который также был одним из его учеников.
Пара была известна своим эксцентричным поведением. Они вместе создавали произведения живописи, оказывая влияние друг на друга, и вместе на равных занимались музыкой. Это было нетипично для Японии того времени, где женщины по статусу были ниже мужчин.
Икэ Гёкуран — одна из немногих художниц, признанных в Японии XVIII века. Она делала росписи на складных дверях, ширмах, веерах, также создавала небольшие работы, на которые наносила каллиграфию с собственными стихотворениями. Гёкуран и её муж практически полностью посвятили себя занятию искусством, часто делая совместные работы, но зарабатывали на жизнь немного. Супруги проживали в небольшой мастерской около храма Гион в Киото.
Икэно Тайга (1723-1776) — японский художник и каллиграф.
Будущий художник родился в бедной крестьянской семье. В возрасте 6 лет мальчик начинает изучать каллиграфию и религиозные дисциплины при буддийском храме. В 14 лет он становится профессиональным художником и каллиграфом, однако продолжает совершенствовать своё мастерство.
В начале 1740-х годов Икэ приобретает художественную лавку в Киото, вокруг которой группируются его единомышленники. В это же время он познакомился и подружился с поэтом и художником Ёсой Бусоном.
"Он (Икэно Тайга) окунает пальцы в тушь и разбрызгивает ее на листе бумаги, повинуясь сиюминутному внутреннему состоянию", - с восхищением рассказывал наблюдавший за его работой коллега-традиционалист. Какие-то из абстрактных цветовых пятен Тайга мгновенно дорисовывал пальцем в фигуры, другие оставлял нетронутыми. Глядя на некоторые из его работ, трудно поверить, что они создавались за два столетия до появления на другом конце земли картин, к которым впоследствии приклеят бирки "нью-йоркской школы живописи" и "абстрактного экспрессионизма". Джексон Поллок, Джаспер Джонс и Вилем де Кунинг признали бы в Икено Тайге своего. Впрочем, они не знали, что изобретают даже не велосипед, а всего лишь спицы к колесам. (Марк Печерский)
Изначально японские гравюры были чёрно-белыми - использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы раскрашивались вручную. И лишь в середине века была разработана технология получения многоцветных отпечатков.
Картин Икэ Гёкуран только три. Хризантема (?), веер и каллиграфические "Два осенних стихотворения".
Остальное принадлежит кисти Икэ но Тайга, наиболее известные из которых: "Рыбная ловля весной" и "Ландшафт с павильонами"