Художник Василий Максимов 1876 г. Холст, масло. 106 х 148 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Василий Максимов родился и вырос в обычной крестьянской семье. Не понаслышке знал он о жизни русской деревни, о тяжелом крестьянском труде, о народных традициях и порядках. Не удивительно, что именно изображение простого народа стало главной темой его творчества.
Картина «Семейный раздел» переносит зрителя в русскую деревню второй половины XIX века. Время, когда распадаются сельские общины, некогда большие и дружные крестьянские семьи распадаются на отдельные мелкие хозяйства. Рушатся вековые патриархальные устои, ломаются родственные связи, брат идет против брата. Художник лично был свидетелем подобных «разделов» и видел, как родственники делят между собой дома, скотину, сохи и плуги, телеги и упряжь, посуду, домашнюю утварь, холсты и иконы. Никто не хочет остаться с носом, каждый стремится забрать себе лучшее. Жестока эта сторона крестьянской жизни, но она имела место быть, и Максимов правдоподобно описал ее в своей картине.
Два родных брата делят имущество. По всей небольшой тесной комнате разбросана куча вещей, утвари, тканей и мехов. С первого взгляда на картину чувствуется напряженность и накал эмоций собравшихся. Сложны и противоречивы душевные состояния братьев. Старший, помня родство, не желает обидеть брата, с трудом он сносит его укоряющий взгляд, но эгоистичные устремления все же побеждают.
Характеры женщин-снох прямо противоречивы мужским. Старшая сноха, бывшая хозяйка дома, представлена злой, алчной, с безжалостным взглядом смотрит она на семью младшего брата, вцепившись руками в вещи, которые она никак не желает отдавать. Властная крестьянка обобрала и обманула молодую невестку, несправедливо оставив ее ни с чем. Но обиженная девушка не осквернена злобой, художник написал ее скромной и миловидной, излучающей внутреннее достоинство, несмотря на переживаемое несчастье. Младшая сноха – самый светлый образ в этой тяжелой, гнетущей картине. Передел имущества свершился, и поправить уже ничего нельзя.
Работа Максимова по достоинству была оценена современниками и, в особенности, П. Третьяковым, который приобрел полотно для своей коллекции. И сегодня в экспозиции Третьяковской галереи можно увидеть трогательный образ младшей невестки, покорно склонившей голову перед жадностью и алчностью, одержавшей верх в этом некогда родном доме.