«Голконда» Рене Магритт (René Magritte, 1898–1967), бельгийский художник-сюрреалист, автор картин-ребусов, которые ставят вопросы о сути бытия. Магритт призывает зрителей задуматься об обманчивости видимого, о разнице между изображением и реальностью. Сам художник говорил , ищите смысл в названии или просто смотрите картины, у него только одна картина есть , где он не как её не описывал и не комментировал, пусть каждый увидит то, что он хочет видеть, потому, что мы все через это прошли, это картина.....( я её загружу )
Когда-то Голкондой называли крепость в центре Индии, где преимущественно торговали алмазами. От нее уже давным-давно остались лишь развалины, и теперь «Голконда» – это лишь название одной из картин Рене Магритта. Можно предположить, почему картина носит именно такое название. Расположение мужчин на холсте напоминает схему кристаллической структуры алмаза. Но при чем здесь это? Если, на первый взгляд, кажется, что общество – это хаотичное скопление людей, то, углубляясь, можно понять, что это определенная жесткая иерархия, в котором для каждого человека есть свое место, каждому отведена определенная роль и все существуют не зависимо друг с другом.
Чем больше я погружаюсь в эту картину, тем сильнее меня охватывает тревога и дискомфорт. Я ощущаю удушающую атмосферу мира, в котором нет ничего живого, природного. И действительно, здесь нет ни одного дерева, ни одной травинки. Даже небо изображено как искусственный фон, декорация. Шторы на окнах задернуты. Моя фантазия не может и не хочет пробиться сквозь эти занавеси. Такое чувство, что за ними нет ничего. Бесстрастно парящие в небе фигуры в деловых пальто и котелках, казалось бы, подчеркивают власть мужчин – сильных мира сего. Им доступно все, даже хождение по небу. Я представляю себе, что этих мужчин становится все больше и больше, и наконец они сливаются в один огромный серый дом. Возможно, никто кроме Магритта не передал так точно отравляющую силу фантазии о всемогуществе. Магритт показывает нам, что это всемогущество основано на власти мужчин или на власти денег. Но эмоционально картина передает значительно более глубокое послание: в мире, где царствует фантазия о бесконечной власти, природе и живому человеку места нет.
Однако внезапно я нахожу убежище и в картине Магритта. Я замечаю, что парящие мужчины не занимают все пространство картины. Справа мы видим свободный угол дома. Именно на нем и стоит подпись самого Магритта. Я чувствую, что у мира всемогущества есть свои границы, он не бесконечен. Я не могу заглянуть в окна этого углового дома, но моя фантазия рисует живое пространство, полное чувств, энергии, творчества. Может Магритт видит себя , ведь он любил носить котелки, говоря , что они могут многое скрыть , или в годы молодости он работал рекламщиком и художником на обойной фабрике ( правда картина напоминает обои) и в будущем его яблоки , змеи-свечи, деревья , русалки из картин перекочуют в рекламные компании известных брендов, станут сюжетами кинофильмов, обложками синглов.
Магритт умер от рака 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». (Эта картина одна из моих любимых.) Она навсегда осталась в их комнате на мольберте.
Жоржетта говорила, обращаясь к мужу: «В одном ты ошибался – в конечности собственной жизни, в победе смерти надо всем. Ты остался жив не только для меня, но и для всех тех, кто смотрит на твои картины: ведь в них весь ты. Я смотрю на них и разговариваю с тобой, и спорю, как всегда. Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. Ты проник в зазеркалье, но остался. Ты победил смерть».
Как-то незадолго до своей смерти Магритт, этот изощренный мастер, произнес: «Я так и не понял причины, по которой мы живем и умираем». Может быть, разгадки причин и тайн бытия художник как раз и зашифровал в своих картинах-ребусах? Все может быть. Тогда стоит к ним приглядеться!