Паровоз Ов-841 восстановлен почти в таком виде, какой он имел при выпуске с завода (Брянского машиностроительного) в 1903 году. Вы видите керосиновые фонари, открытую сзади будку, соответствующее время надписи, винтовую упряжь. На будке видим трафареты “МКНиМ”, что означает “Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога” – так она называлась в 1910-е годы.
За свою долгую службу наш паровоз работал на разных видах топлива. Вначале на угле, потом на дровах (вообще паровозы могли работать на всём, что горит, любом “мусоре”, известны случаи в гражданскую войну, когда их топили мешками с воблой). В начале 50-годов этот паровоз был переведён на нефтяное отопление (точнее – на топочный мазут). При реставрации Ов-841 решили вернуть его на твёрдое топливо, и вы видите на тендере угольный ящик, который может загружаться и дровами. На дымовой трубе паровоза вы видите искрогаситель, который необходим при угольном и особенно дровяном отоплении, иначе бы сгорели все окрестные леса – такой сноп искр сыпался из трубы.
Реставрация этого паровоза проходила несколько этапов с 1993 по 2004 год. Вначале в депо Рославль, где были заново сделаны будка и вся обшивка, затем в депо Подмосковная, где восстанавливался дышловой и парораспределительный механизм, арматура будки.
В музее восстановлены сцепные приборы. В результате этому экспонату экспертным советом при Политехническом музее присвоено звание “Памятник науки и техники РФ 1 категории.
С паровозом Ов, как вы видите, сцеплены три грузовых вагона, образующих вместе с ним поезд, как бы выехавший из прошлого. Вплоть до 1940-х годов основу грузового парка нашей страны составляли вот такие короткие 2-осные (бестележечные) вагоны. Их небольшая база позволяла вписываться в кривые малого радиуса.
Источник информации: путеводитель по музею железнодорожного транспорта на Рижском вокзале Москвы.